События последней недели января 2021 года войдут в историю. Каждый, внимательно изучивший произошедшее, получит лучшее в мире образование по рынку акций. Да еще и в форме детективной истории, а не скучного учебника.
Первый шорт-сквиз частных инвесторов в истории
Операция шорт — способ заработать на падении акции. Шортист занимает бумагу у брокера, а затем продает ее в рынок. Если цена бумаги падает, шортист откупает ее дешевле и возвращает ее брокеру: например, те, кто начал шортить GME в 2015 году могли взять акции GME в долг, продать их по $40 и откупить на дне ковида по $3, заработав $37 прибыли с каждой акции. Однако если цена акции растет, то шортисту приходится откупать ее дороже, чем та цена, по которой он ее продал в шорт. При этом потери шортиста никак не ограничены. Покупая акции на собственные средства, можно потерять 100% своих денег, если акция упадет на 100% до нуля. Шортисты же могут «попасть» на росте в сотни процентов.
«Короткое сжатие», или шорт-сквиз – ситуация, в которой неожиданный рост бумаги заставляет шортистов (добровольно или по требованию брокера) откупать свои короткие позиции, тем самым только ускоряя/усиливая рост бумаги.
Физики участники сообщества WallStreetBets на Reddit вынесли шортистов в лице хедж-фондов в акциях GameStop (GME). В результате частные инвесторы только в опционах стали богаче на $10–15 млрд, а крупные хедж-фонды потеряли до 70% своего капитала.
Капитализация GME выросла до $36 млрд, хотя еще месяц назад не превышала $0,5 млрд, а на дне коронакризиса падала до $0,2 млрд.

Вынос фондов в акциях GME затмил ралли «Теслы» и биткоина, а объемы торгов GME превышают объемы по самым ликвидным американским акциям.

Участники шорт-сквиза
В истории GME оказались замешаны миллионы людей по всему миру и в том числе мировые «звезды». Одни поддерживали WalStreetBets, чье сообщество выросло с 2 до 5,8 млн человек. Другие выступали в поддержку «пострадавших» фондов.
Лагерь физиков
«Крестовый поход» против финансовых элит поддержали:
- Илон Маск, чей аккаунт в Твиттере является одним из самых влиятельных на финансовых рынках;
- Дейв Портной — знаменитый американский блогер;
- Доктор Майкл Бьюрри (герой Кристиана Бейла в фильме «Игра на понижение»), купивший акции GME еще летом 2019 года;
- Alexandria Ocasio-Cortez — демократка-конгрессвумен.
Также на стороне физиков оказались многие другие известные трейдеры, политики, блогеры.

Лагерь хедж-фондов
Хедж фонды, и прежде всего фонд Melvin Capital, один из самых успешных фондов последних лет, и поддержавшие его «старшие товарищи» Citadel Кэна Гриффена и Point72 Стивена Коуэна, которого многие считают реальным прототипом Бобби Аксельрода из «Миллиардов».
В защиту фондов выступили традиционные (или мейнстрим) медиа, дискредитирующие WallStreetBets как памперов. СМИ потребовали запретить физикам покупать акции GME и других похожих компаний.
Эндрю Росс Соркин — телеведущий и автор сценария сериалы «Миллиарды» – агитирующий за то, что вынос нужно остановить под предлогом защиты интересов участвующих в нем физиков.

В свою очередь сообщество WallStreetBets обвиняет СМИ в попытках заставить рынок продавать акции GME, тем самым дав возможность перешортившим акцию хедж-фондам откупить свои позиции.
За спасение денег хедж-фондов взялся и брокер Робингуд, который запретил покупать акции GME под предлогом (или у него на самом деле проблемы) того, что брокер боится обанкротиться: большой объем позиций и их высокая волатильность ведут к тому, что контрагенты требуют от брокера внести обеспечение под будущие расчеты и у Робингуда не хватает капитала. При этом у каждого второго клиента брокера были акции GME.
Участники WallStreetBets считают, что Робингуд ограничил покупки акций по указанию фонда Citadel, который финансирует брокера.
Подробное расследование о том, как все начиналось, можно прочитать тут. А следить за тем, как ситуация развивается можно здесь.
Почему GameStop?

GameStop — американская розничная сеть по продаже игровых приставок, компьютерных игр и игровых аксессуаров. О том, как выглядит GME и на чем зарабатывает можно понять из этого видео.
Хедж фонды активно шортили ее много лет, указывая на переход торговли в e-commerce и отказ от физических носителей (DVD) в пользу скачиваний в разных «steam’ах».
Цена акции GME до последних событий (белая линия) и так называемый короткий интерес (short interest) (синяя линия). Короткий интерес = число акций, проданных в шорт / Общее число акций в рынке за вычетом акций, принадлежащих стратегам.
На пике позиций шортистов в короткую было продано более 71 млн акций, хотя у компании всего менее 70 млн акций в обращении. Да еще и часть из них находится у стратегов, которые вряд ли бы одолжили бумагу шортистам. Вероятно, шортисты использовали стратегию Naked short — открытия короткой позиции без заимствования ценной бумаги.

Финансовое состояние GME. Выручка падает несколько лет подряд, прибыль стремится к нулю. Однако на компанию, которая завтра исчезнет, GME не похожа. И пусть не смущает долг в $1.16 млрд., он в основном состоит из обязательств по аренде (это же розничная сеть), кредиты же с запасом покрываются денежными средствами: у компании $446 млн кэша против $216 млн кредитных обязательств.

Долгосрочные перспективы компании, на мой взгляд, сомнительны. Но и шортисты явно перестарались, набившись в этот crowded trade по уже очень низким ценам.
Физики подхватили стратегию хедж-фондов
Из года в год хедж-фонды искали слабые компании и шортили их акции, агитируя других участников рынка (через выступления на конференциях и в СМИ) продавать их позиции и даже шортить вместе с ними.
Иногда другие хедж фонды, замечая, что их «коллеги» слишком увлеклись короткими позициями в какой-нибудь акции, устраивали им шорт сквизы, сговариваясь об этом в кулуарах.
Самый известный случай такого шорт сквиза – это шорт Гербалайф: известный хедж фонд менеджер Билл Экман зашортил Гербалайф и рекламировал свой трейд в СМИ и на конференциях, а еще более известный «коллега» Карл Айкан с товарищами устроили ему вынос.
В этот раз вынос шортистов организовали физики! Интернет дал доступ к информации и экспертами, сравнимый с тем, что есть у хедж фондов. И возможность кооперироваться аналогично тому, как это ранее делали хедж фонды в кулуарах.

Что еще важнее, интернет дал трибуну для распространения своего мнения. Ранее такая трибуна в лице традиционных СМИ была только у хедж-фондов. Они могли выступать по ТВ и транслировать свою позицию. Теперь же их монополия сломлена.
Ситуация вокруг Gamestop стала первым примером успешного применения физиками одной из самых отчаянных стратегий хедж фондов – стратегии шорт-сквиз. А сообщество WallStreetBets стало первым в истории crowd based / decentralized, crowd funded хедж фондом, да еще и одним из самых успешных хедж фондов за всю историю. Запущенный им вынос шортистов покруче, чем шорт британского фунта от Дж. Сороса.